Правовая культура


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В Территориальную избирательную комиссию района поступил первый номер Информационного бюллетеня. Это новое издания Избирательной комиссии Ростовской области подготовленное специально для председателей и членов участковых избирательных комиссий. На страницах издания собраны материалы, которые помогут многим из читателей сделать первые шаги на пути профессионального организатора выборов, и будут полезны для тех кто ранее уже принимал участие в организации выборов.

В первом номере Информационного бюллетеня читатели смогут ознакомиться со следующими материалами:

- К выборам нужно готовиться;

- Избирательное законодательство: изменения и дополнения;

- Информационные возможности Избирательной комиссии Ростовской области;

- Формирование резерва состава УИК;

- Выборы на Дону 1937 года: уроки истории;

- «ГАС «Выборы»:  опыт использования и развитее.

Открывается издание обращениями к читателям Председателя ЦИК России В. Е. Чурова и Председателя Избирательной комиссии Ростовской области С.В. Юсова.

ЖУРНАЛ «ВАШ ВЫБОР»

Большой интерес у молодых избирателей Октябрьского района вызывает журнал «Ваш выбор», выпускаемый Избирательной комиссией Ростовской области. В апреле 2014 года получено 50 экземпляров журнала. На страницах журнала можно ознакомиться с итогами Вседонского конкурса журналистов, информацией о предстоящих выборах, деятельности политических партий, о проведении Всероссийского Дня молодого избирателя, о подведении итогов конкурса ИКРО среди студентов и аспирантов областных вузов на лучшую научную работу по вопросам избирательного права и процесса, о работе Ростовских волонтеров на Играх в Сочи и многими другими интересными новостями.

Все экземпляры журнала направлены в библиотеки и школы района.

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА МОЛОДЫХ И БУДУЩИХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

14 мая т.г. в библиотеке поселке Красногорняцкий  состоялось заседание клуба молодых и будущих избирателей. В ходе заседания его участники ответили на вопросы викторины по избирательному праву, выслушали выступление председателя ТИК Ю.А. Точёного и получили ответы на свои вопросы. Ребята получили в подарок очередной номер журнала «Ваш выбор».

Октябрьский район: история образования, территориальные изменения.

Территория,  нашего района в разные годы своей истории до момента своего организационного оформления входила в основном в состав Новочеркасского  и Шахтинского районов. Шахтинский район, входящий в состав одноименного округа, был образован в 1923 году постановлением Президиума Всеукраинского ЦИК в то время значился в составе Украинской Советской Социалистической республики и был передан Юго-Востоку России в 1924 году.

С 1924 г. в стране проводилась работа по районированию Юго-Восточной области с центром в г. Ростове-на-Дону в результате которой Юго-Восток России был переименован в Северо-Кавказский край, куда и вошел Шахтинский округ.

Период с  1924 по 1938 годы отмечается множественными территориальными изменениями Северо-Кавказского края. В 1930 году были  в основном ликвидированы округа. Они к тому времени выполнили свое назначение по руководству отдельными экономически обособленными территориальными единицами. Ликвидация округов и завершение территориальной организации районов проводилось с целью обеспечения оперативности и конкретности в управлении. Районы становились узловыми звеньями в реконструкции сельского хозяйства, они получили непосредственную связь с краевым административным центром, аппарат управления приблизился к району и к селу.

В 1934 г. из Северо-Кавказского края был разделен на Азово-Черноморский край с центром в г. Ростове-на- Дону и Северо-Кавказский край с центром в г. Пятигорске. С января 1935 г. в состав Азово-Черноморского края вошли: Северо-Донской округ с 26 районами, Адыгейская автономная область с 5 районами и 110 самостоятельных районов, непосредственно подчиненных Азово-Черноморскому крайисполкому.

Постановлением  президиума Азово-Черноморского крайисполкома от 7 мая 1936 года поселок городского типа Каменоломни со всеми землями был присоединен к  городу Шахты, который, как и Шахтинский и Новочеркасский районы, входил в Северо-Донецкий округ. В феврале 1937 г. Северо-Донецкий округ был ликвидирован, а районы подчинены непосредственно крайисполкому.

В сентябре 1937 г. Азово-Черноморский край был разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Именно 13 сентября 1937 г. считается  днем образования Ростовской области, 75-летие которой мы отмечаем в этом году.

До февраля 1938 г. Шахтинский район, входивший в состав Азово-Черноморского края, объединял промышленность и сельское хозяйство. Это был огромный район с населением около 100 тыс. человек. Руководить промышленностью и сельским хозяйством в таком районе было очень трудно. В связи с этим возникла необходимость выделить из Шахтинского района сельскохозяйственное производство, оставив городу только промышленность.        

Постановлением ВЦИК РСФСР от 7 февраля 1938 г. «Об организации Октябрьского района», образован наш район, территория которого в дальнейшем сохранилась с небольшими изменениями до 1954 г. В 1938 г. в состав района вошли пять сельсоветов сельской местности г. Шахты: Керченский, Киреево-Кадамовский, Мокрологский, Сидорово-Кадамовский, Ягодинский и рабочий поселок Каменоломни. До июня 1941 г. центром района был хутор Сидорово-Кадамовский, который затем в 1964 г. был передан в административное подчинение  городу Шахты. 

В 1954-1957 г.г. район входил в состав вновь образованной, затем упраздненной Каменской области.

Новое крупное изменение административно-территориального деления Ростовской области проводится в 1963 году на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 г. «Об укрупнении сельских районов и городов Ростовской области». Создаются 20 укрупненных районов.

Октябрьский район с центром в р.п. Каменоломни в новых границах объединяет: бывшие Октябрьский и Новочеркасский районы, Родионово-Несветаевский,Барило-Крепенский, Болдыревский, Генеральский, Кутейниковский, Шахтёновский сельские Советы бывшего Родионово-Несветайского района, Пролетарский, Павловский, Садковский сельские Советы, сельсовет «Ударник» бывшего Зверевского района, Грушевский сельсовет  бывшего Белокалитвинского района.

Такое укрупнение создало свои сложности в управлении и руководстве экономическим развитием района, поэтому  в 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ряд районов, в том  числе и наш, были разукрупнены. Часть территории Октябрьского района отошла к Белокалитвинскому  и Родионово-Несветайскому  районам. После разукрупнения в районе остается 9 сельсоветов: Алексеевский, Бессергеневский, Керчикский, Артемовский, Коммунарский, Краснокутский, Красюковский, Кривянский, Мокрологский и Каменоломнинский поссовет.

В апреле 1973 г. бразуются в районе еще два сельсовета: Персиановский и Придонский, который был ликвидирован в 1977 г., и  создан Краснолучский   сельсовет.

На всем протяжении существования района жизнь ставила определенные задачи. Если были предпосылки создания новых населенных пунктов, они создавались или укрупнялись и переименовывались, а если хутор был бесперспективным или тяготел к другой территории, он исчезал, с карты района. Так в июне 2004 г. Законодательным Собранием Ростовской области издано постановление о включении в состав г. Шахты поселка Колос Артемовской Администрации в связи с фактическим слиянием с городом.        

С 2005 г. в районе созданы городское и сельские поселения при существовавших границах территорий  поселковой и сельских администраций. В 2006 году приобрели статус населенных пунктов поселок Казачьи Лагери, хутора Степной и Суворовка. В настоящее время территориальные изменения должны проводиться с обязательным учетом мнения населения путем проведения местных референдумов.

Из истории выборов в районе

Местное самоуправление – наиболее демократичный способ самоорганизации территориального сообщества, усовершенствованный за многовековой путь своего развития, впитавший в себя опыт и исторические традиции многих народов, – стало обычной формой жизни цивилизованных стран.

Дон является одной из немногих территорий России, где история выборов местного самоуправления насчитывает более двух тысяч лет. Демократические традиции, созданные в древнем Танаисе, своеобразная казачья демократия 16-17 веков – это опыт, сконцентрированный на небольшой, по сути, территории, которого нет нигде больше в мире.

После свержения  самодержавия в 1917-1920 годах были предприняты попытки возрождения демократического казачьего самоуправления и поиск других форм местного самоуправления на Дону.

Однако с победой Советской власти в 1920 году органы местного самоуправления упраздняются. Заменившие их Советы представляли собой систему органов государственной власти на местах, подотчетных районным и городским комитетам партии. Выборы в Советы были безальтернативными, а кандидатуры депутатов и руководители советских органов фактически назначались соответствующими партийными комитетами.

Все происходившие в стране и на Дону процессы затрагивали и территорию нашего района. Почти 50 лет выборы по такой схеме проходили и у нас в районе и многие его жители считали, что так должно быть и по другому быть не может. Среди тех, кто непосредственно проводил и организовывал выборы в то время можно назвать Александра Ивановича Горохова и Александра Макаровича Куникина. Они неоднократно были секретарями районных и окружных избирательных комиссий и внесли немалый вклад в проведение избирательных кампаний в районе в советское время.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. избирательная система реформируется  с акцентом на механизм свободного формирования и выявления многообразных интересов общества. Были сформулированы и реализованы принципы прямого и территориального представительства, состязательности кандидатов в выборные советские органы.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы» Глава администрации Ростовской области своим Постановлением №85 от 24.12.91 г. назначил Главой администрации Октябрьского района Евгения Петровича Луганцева.

В период с 10 по 23 января 1992 года своими постановлениями Глава администрации района назначает Глав администраций сельских (поселкового) Советов.

Указы Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21.09.93 года и «О реформе представительных органов и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября 1993 года  положил начало новому этапу формирования местной власти. Конституция РФ 1993 года отделила местное самоуправление от государственного, установив механизм самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

Деятельность районных, поселковых, сельских Советов народных депутатов была прекращена, их функции были возложены на соответствующие местные администрации.

Во исполнение Указа Президента РФ «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» от 09.10.93 г. №1617, Постановления Главы Администрации Ростовской области от 10.10.93г. №227 «О мерах по выполнению Указа Президента РФ от 09.10.93 №1617» Глава Октябрьского района принял постановление № 631 от 14.10.93 г. «О мерах по выполнению Указа Президента Российской Федерации №1617 от 09.10.93г.» которым принял на себя исполнительно-распорядительные функции Октябрьского районного Совета народных депутатов, а Главам сельских и поселковой администраций поручалось в связи с прекращением деятельности сельских и поселкового Советов народных депутатов обеспечить выполнение функций соответствующих Советов, в том числе по управлению муниципальной собственностью закрепленной за Советами, а также принять все имущество по актам и обеспечить его сохранность.

Первые постсоветские выборы прошли на Дону в марте 1994 года, когда дончане в атмосфере демократического подъема повсеместно избирали депутатов городских дум и других представительных органов местного самоуправления.

На основании «Положения о выборах в представительные органы местного самоуправления Ростовской области 27 марта 1994 года», утвержденного решением малого Совета областного Совета народных депутатов и Администрации области от 28.12.93 г. №316/335, «Положения о формировании представительных органов местного самоуправления в сельских районах и сельсоветах (поссоветах) и выборах в представительные органы местного самоуправления в населенных пунктах Ростовской области с численностью более 5 тысяч человек», утвержденного решением Законодательного собрания Ростовской области от 20.09.94 г №18, в районе в период с октября 1994 года по январь 1995 года включительно было проведено избрание представительных органов местного самоуправления сельсоветов и Каменоломнинского поссовета в виде Собраний представителей. В Каменоломнинском поссовете, и Персиановском сельсоветах выборы проводились основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в остальных сельсоветах – на сходах граждан и собраниях представителей открытым голосованием. В период с 6.12. 94г. по 15.12.94г. и 30.01. 95г. на первых организационных заседаниях Собраний представителей сельсоветов и поссовета были делегированы представители для формирования районного Собрания представителей.

Постановлениями Главы администрации района №1015 от 19.12.94 года и №35 от 30.01.95г. было сформировано Районное Собрание представителей в количестве 15 человек.

Свободолюбивый казачий дух и желание возродить демократические традиции предков проявили в этот период казаки станицы Кривянской. Отстаивая свои права на традиционные казачьи формы управления, в марте 1993 года атаманское правление станицы провело сход граждан, на котором был рассмотрен  вопрос о проведении в станице референдума с вопросом: «Согласны ли Вы, на основании Закона РФ, ввести в станице территориальное самоуправление на основе казачества?». Сход дал согласие на проведение такого референдума. 23 марта 1993 года VI  сессия Кривянского сельского Совета народных депутатов 21 созыва приняла решение о признании станицы местом компактного проживания казачества и о проведении станичного референдума, который с целью экономии средств, предполагалось провести в день Всероссийского референдума 25 апреля 1993 года. На проведение референдума дал согласие и Малый Совет Октябрьского района. 30 марта 1993 года состоялся еще один сход жителей станицы и представителей уличных комитетов, на котором решался вопрос о переизбрании атамана станицы и станичного правления. Вызвано это было принятием Федерального закона «О местном самоуправлении» и, как указывалось в протоколе схода, необходимостью избрания людей, которые реально воплощали бы в жизнь идеи возрождения казачества в условиях современности. На сходе был избран новый состав станичного правления, а атаманом снова стал казачий есаул Петр Евгеньевич Лиманцев.

В списки участников станичного референдума было внесено 7109 человек, приняло участие в референдуме – 3883 человека. За введение местного самоуправления на основе казачества проголосовало 2199 станичников, против 1555. Таким образом, решение не было принято, так как в соответствии с временным положением «О местном референдуме» для принятия решения необходимо было, чтобы за него проголосовало более половины жителей от общего числа имеющих право участвовать в голосовании.

Избранное 30 марта 1993 года станичное правление и атаман П.Е. Лиманцев (к тому времени уже назначенный главой администрации станицы) в октябре 1994 года приняли решение о непроведении выборов в собрание народных представителей станицы, так как жителей станицы вполне устраивала работа станичного правления. Правление регулярно, один раз в неделю, проводило свои заседания с рассмотрением вопросов жизни станицы и, фактически, являлось собранием народных представителей. 15 декабря инициативная группа по формированию органа местного самоуправления в станице Кривянской обращалась со своими предложениями в Законодательное собрание Ростовской области, к Председателю областной  и районной избирательных комиссий, к Главе Октябрьского района и в средства массовой информации со своими предложениями по формированию органа местного самоуправления станицы. Выборы в собрание народных представителей в станице были все-таки  проведены, правда не в ноябре 1994 года, как в других сельсоветах, а в январе 1995 года.

Станичное правление решало вопросы жизни станичников традиционными казачьими методами. В основном это вопросы, связанные с границами земельных участков, но рассматривались и самые различные бытовые проблемы. Так, например, на заседании правления 21 января 1999 года была рассмотрена устная жалоба одного из станичников на своих квартирантов, которые съели все заготовленные им на зиму продукты. Заявитель просил выселить квартирантов из станицы. На этом же заседании рассматривался вопрос о недостойном поведении одного из станичников по отношению к бывшей супруге и о нарушении им общественного порядка. С дебошира  взяли расписку: «Я обязуюсь, что режим общественного порядка нарушать больше не буду и в семье сохраниться хорошая обстановка. В случае нарушения обязательств, прошу меня наказать (50 плетей)».

Решением №1 от 05.01.97 года Собрания представителей района  был принят Устав муниципального образования Октябрьского района Ростовской области, согласно которому система местного самоуправления в районе включала:

- Главу муниципального образования (Главу администрации района);

- Представительный орган власти – собрание депутатов района;

- Исполнительно-распорядительный орган – администрация района;

- Территориальные органы муниципального образования – сельская и поселковая администрация;

- органы территориального общественного самоуправления населения;

- районные референдумы, общие собрания, сходы и другие формы непосредственного волеизъявления населения.

В соответствии со ст. 56 указанного Устава полномочия районного собрания депутатов, главы муниципального образования сохраняются за собранием представителей района, сформированного 19.12.94 г. главой местного самоуправления (главой администрации) вплоть до проведения выборов депутатов районного собрания, признания депутатских полномочий и выборов главы муниципального образования.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 года №154-ФЗ был принят Областной закон «О местном самоуправлении в Ростовской области» от 15.01.96 года, №9-ЗС.

Закон установил, что в сельских районах единым муниципальным образованием является район. В административно-территориальных единицах района действуют образуемые в порядке, определяемом Уставом района, территориальные органы районного муниципального образования.

30 марта 1997 года в районе прошли первые выборы главы муниципального образования и депутатов районного собрания депутатов.

Согласно данных муниципальной избирательной комиссии, общее число избирателей в районе  на день выборов составило 56 999 человек. В выборах Главы муниципального образования и депутатов районного собрания Октябрьского района приняло участие 27 203 человека (47,7%).

На должность главы муниципального образования было зарегистрировано 5 кандидатов:

Луганцев Е.П. – Глава администрации района;

Репенко Н.А. –  врач окулист Центральной районной больницы;

Исаева Л.А. – начальник Октябрьского ДРСУ;

Ефимов С.А. – директор ассоциации крестьянских хозяйств «Донская степь»;

Ерыженский В.Н. – временно не работающий

Кандидатами в депутаты районного Собрания было зарегистрировано 49 человек (на 17 депутатских мест).

Главой муниципального образования Октябрьского района сроком на четыре года был избран Луганцев Евгений Петрович за которого проголосовали 78,11% избирателей принявших участие в голосовании.

Депутатами районного собрания депутатов стали: Деркачев В.Г., Бодло В.И., Чеботарев Ю.Н., Бондарев В.В., Пешков В.Я., Шестакова З.Д., Нестеренко Г.П., Краснова В.Н., Зубченко И.В., Поляков В.М., Животов А.А., Ковалев В.Н., Чернов А.А., Зеленский Н.А., Мироненко Н.Я., Стародубцев А.А. и Соловьев А.В.

На состоявшихся 1 апреля 2001 года выборах Главой муниципального образования (Главой администрации) Октябрьского района также был избран Луганцев Евгений Петрович. Активность избирателей составила 55,83%, за Е.П. Луганцева проголосовало 88,56% избирателей, принявших участие в выборах. Боровшиеся с ним за должность Главы района кандидаты Большакова Н.А. и Шестакова З.Д. набрали значительно меньше голосов избирателей, чем Е.П. Луганцев.

Депутатами Октябрьского районного собрания депутатов избраны 17 человек: Герасименко С.Н., В.Г., Бодло В.И., Бузняков Н.А., Бондарев В.В., Полумиенко С.С., Конорезов П.Г., Ганноченко В.Н., Луганцев Н.П., Порохня Н.И., Нестеренко Г.П., Ефимов С.А.,  Ковалев В.Н., Гудкова Л.Н., Миронов А.И., Капелист И.В., Пика А.А., Рыжкова Т.С.

На очередных выборах Главы района 3 апреля 2005 года в избирательные бюллетени были внесены кандидатуры действующего Главы района Е.П. Луганцева и Н. П. Галимова – руководителя ООО «Родина» на всех избирательных участках за Е.П. Луганцева проголосовало больше избирателей, чем за его оппонента.

Голоса избирателей на выборах Главы муниципального образования «Октябрьский район» распределились следующим образом:

-    за Галимова Н.А.-0,45%

-    за Луганцева Е.П.- 99,08%

-    против всех кандидатов - 0,43%.

Депутатами районного собрания депутатов стали: Герасименко С.Н., В.Г., Бодло В.И., Тадевосян С.С., Рябинский С.Д., Резонов П.Г., Конорезов П.Г., Галимов Н.А., Луганцев Н.П., Нестеренко Г.П., Ефимов С.А., Пятибратов В.А., Рыбальченко А.А., Капелист И.В., Баранников А.И. Еськова С.А., Калмыков С.М. и Козлов В.М.

В демократическом обществе наиболее весомым показателем силы и авторитета личности  является собранное им во время выборов количество голосов избирателей. Евгений Петрович трижды получал положительную оценку своей работы от жителей района. Являясь одним из старейших глав районов и городов области, он принимал участие во всех предусмотренных законодательством выборах руководителей муниципальных районов, начиная с 1997 года. Во всех избирательных кампаниях он получал полный кредит доверия от жителей района, причем от выборов к выборам этот показатель неуклонно растет. Особенно высокую оценку получил Евгений Петрович на выборах в апреле 2005 года. Активность избирателей была самая высокая в области и более 99% пришедших на выборы, отдали свои голоса Луганцеву. Однако за сухими официальными цифрами и отчетами об итогах выборов стоит живая творческая работа, ежедневный напряженный труд, направленный на то чтобы Октябрьский район стал ещё краше и богаче.

Организация и проведение выборов – это очень тяжелый труд, во время выборов приходится по трое суток работать фактически без перерыва. Для этого нужно иметь и хорошее здоровье, и трезвую голову, и умение нервы в кулаке держать, потому что работа нервная. В районе есть много людей, которые на том или ином уровне постоянно занимаются организацией выборов.

Так, много сил, энергии и здоровья отдали работе по организации и проведению выборов Н.Д. Бессарабов, М.В. Болотин, С.И. Исоханов и П.Г. Резонов, которые в разные годы возглавляли районную и территориальную избирательные комиссию. Более 10 избирательных кампаний провели работая в составе территориальной и районной избирательных комиссий Данилова Л.П., Савченко Н.Н., Деникина Н.П., Журий Л.И. и Ермилов Г.Г.

Среди организаторов выборов много лет проработавших в участковых избирательных комиссиях следует назвать Горькову В.Г., Меркулову О.В., Буракову Л.И., Десятникову Г.С., Куреву Л.М., Журавлеву Л.Г., Толстолуцкую Т.В., Чухно М.Е., Габову Р.М., Сенькив Л.Г., Рыбкину М.А., Кичкова С.А., Клавдиеву Н. И., Герасимчук И.Г., Цымбал И.В., Быченко Л.А., Лиманцеву Н.Т., Студеникина А.М., Клочкову Т.М., Скрипникову З.Л., Старикова В.В., Фролову В.С., Цыновкину В.А. и многих многих других.

История развития демократических традиций на примере хутора Мокрый Лог Октябрьского района Ростовской области

Сначала определимся с терминами. Демократия в переводе с греческого означает власть народа. Но бывает ли на самом деле настоящая демократия? Может ли народ на самом деле управлять государством? Конечно, нет. Власть в стране осуществляют выбранные нами депутаты, президент. Это я бы назвал опосредственной или представительной демократией, когда мы делегируем свои властные функции отдельно выбранным гражданам. Непосредственная демократия, на мой взгляд, имеет место быть на низшем уровне исполнения каких-то властных функций. В настоящее время и та и другая формы демократии существуют. По моему мнению, в демократическом государстве должен осуществляться примат личности. То есть в демократическом государстве должно быть развитое гражданское общество.

Немного истории. Хутор Мокрый Лог был основан в 1810 году и являлся казачьим поселением юрта станицы Раздорской. Но еще в XVIII веке казаки использовали эти земли для выпаса скота. Они возводили здесь временные постройки из глины и камыша. Все вопросы взаимоотношений между собой решались путем согласования. То есть в данный период имела место непосредственная демократия. С момента образования хутора появилась необходимость создания руководства. Все важные вопросы решались казачьим кругом (общим собранием). Все жители приходили на майдан (площадь), где выкрикивали свое мнение. Одобрение выражалось словом «любо». Некоторые историки с упоением говорят о торжестве демократии в этот период времени. Утверждая, что здесь имело место подлинная власть народа. Так ли это было на самом деле? На майдан допускались только казаки (мужчины). Казачки право голоса не имели, но могли присутствовать, стоя сзади круга. Подсчет голосов не велся, многое зависело от того, какой громкий голос имели люди. Кто громче кричал, тот был и прав. И открытое голосование имело свои минусы, так как поддавалось давлению со стороны. Также можно было заранее договориться о принятии того или иного решения. А также воздействовать каким-то образом на своих оппонентов. Менее важные вопросы решались непосредственно хуторским атаманом, которому круг делегировал часть своих полномочий. Также были обязательны для исполнения решения станичного атаманского правления.

Сделаем выводы. Да, демократия была. Но говорить о том, что она была полной, не приходится. Не все жители хутора имели право голоса. Не всегда была возможность высказать свое мнение откровенно, не озираясь на других. Об учитывании мнения меньшинства и говорить вряд ли приходится.

Такая форма правления делами хутора продолжалась до 1920 года. До того времени, как в хуторе и на всем Дону установилась советская власть. О каких-то признаках демократии в первые годы советской власти, думаю, говорить не имеет смысла. В основном, в это время проходили назначения на различные должности. При этом существовали жесткая ответственность назначенных и институт заложников. Так в хуторе назначали десятников, которые отвечали за десять дворов. В свою очередь они подчинялись старосте. Тот в свою очередь – сельскому Совету… Имеется исторический факт, когда при внезапном милицейской облаве в одном из домов хутора нашли дезертира. Отвечать пришлось и десятнику, так как он вовремя не сообщил старосте.

Во время Великой Отечественной войны, а особенно в годы оккупации наверняка отсутствовала какая-либо демократия.

Уже в период хрущевской оттепели можно наблюдать какие-то робкие ростки демократии. Хотя выборы в любые органы власти были формальностью. Как можно выбирать из одного кандидата? Но утверждать категорически, что выборов не было совсем, нельзя, особенно на уровне местной власти. Вот как рассказывал бывший депутат районного Совета Николай Алексеевич Кузнецов: «В 1985 году на собрании бригады приехала председатель исполкома Мокрологского сельского Совета Евдокия Ивановна Каргина. Она спросила собравшихся о том, не против, если его выдвинут кандидатом в депутаты районного Совета. Колхозники стали высказывать свое мнение. И хотя все меня знали с хорошей стороны, но пришлось многое пережить, ответить на каверзные вопросы». Серьезные обсуждения вызывали и кандидатуры потенциальных депутатов сельского Совета. То есть, фактически выборы происходили до дня голосования.

Избиратели давали своим депутатам наказы. Депутаты же в свою очередь обязаны были эти наказы исполнить. Также депутаты должны были периодически отчитываться о проделанной ими работе и исполнению наказов избирателей. Это являлось действенной мерой контроля за работой депутатов. Приведу пример. Так, в своих наказах на 1969-70-е годы избиратели обозначили следующие пункты: вычистить колодец во дворе интерната школы №13, построить общественный туалет (фонд 70, опись 1, дело 47). А вот отчет о работе культурно-бытовой комиссии. «…руководит ею Кожанова М. Ф. Она лучший депутат в хуторе Мокрый Лог. И ее не в первый раз избирают депутатом. У нее налажена связь с уличными комитетами, женсоветами. Комиссия помогла школе в воспитании детей. Был организован летний отдых детей» (фонд 70, опись 1, дело 47).

Значительным проявлением демократии в те годы были общие собрания граждан (сходки). Особенно это проявлялось в распределении средств самообложения. Приведу пример. 17 декабря 1969 года состоялось общее собрание граждан. Из 275 человек, имеющих право голоса, присутствовали 215 человек. Председателем собрания был Соболев Александр Фролович, секретарь – Ляховский Николай Маркович. Собрание определило размеры самообложения с каждого хозяйства (2 рубля) на 1970 год. Тринадцать хозяйств были освобождены от взносов как малоимущие. «Обязать исполком сельского Совета израсходовать средства самообложения на следующие мероприятия: отремонтировать колодец на 5 округе; приобрести электрические фонари и осветить улицы» (фонд 70, опись 1, дело 53). Хотелось бы обратить внимание на формулировку «Обязать исполком…». На таких собраниях (сходках) решались и другие вопросы. Читаем протокол №3 от 19 августа 1970 года общего собрания рабочих и служащих фермы №3 совхоза «Комсомолец». Оно происходило в хуторе Мокрый Лог. На собрании присутствовало 70 человек, депутаты сельсовета Кожанова Е. И., Белая И. К., Назаренко Е. И. и секретарь парторганизации фермы Бобиченко М. И. Так, Наумов А. К. сказал: «Мы, пенсионеры, обязуемся привести  порядок на кладбище. Только просим выделить трактор, чтобы опахать вокруг изгороди». На собрании было принято решение: «Жители села обязуются привести в надлежащий порядок свои дома, дворы, улицы. Учащиеся наведут порядок в роще, во дворах клуба, школы и интерната» (фонд 70, опись 1, дело 55).

Кроме упомянутых выше были и другие формы участия граждан в управлении жизнью хутора. При местной школе была комната по детской безнадзорности. О представительности этого органа можно судить по следующим фактам. Членами комнаты являлись депутат сельского Совета, представители от комсомольской организации фермы, от народной дружины и родителей учащихся. Кроме того, в самой школе функционировал родительский комитет, который выбирался на общем собрании. Так вопросы успеваемости и посещаемости учащихся хуторской школы неоднократно обсуждались на заседаниях родительского комитета. Кроме того, эти же вопросы с подачи комитета поднимались и на заседаниях исполкома сельского Совета. Так, на заседание исполкома от 13 февраля 1964 года были вынесены такие вопросы: «2. Об успеваемости и посещаемости учащихся по интернату школы №13 (докладчик учитель-воспитатель Харчевная Н. Д.).  3. Об успеваемости и посещаемости учащихся 7 класса школы №13 Литвинова и Бондаренко» (фонд 70, опись 1, дело 22).  Стоит упомянуть уличные комитеты, женские советы и некоторые другие общественные институты. Их работе уделялось большое внимание. Так, на заседании исполкома Мокрологского сельского Совета от 13 мая 1970 года депутат П. Г. Сережников сказал: «…уличные комитеты работают плохо, за исключением в хуторе Мокрый Лог. Это зависит от депутатов…» (фонд 70, опись 1, дело 51).

В настоящее время мы утратили некоторые из этих институтов. Ушли в прошлое товарищеские суды. На мой взгляд, они были хорошим инструментом воздействия на мелких правонарушителей и неплохо регулировали отношения между жителями хутора на бытовом уровне. Однако появились и новые формы. Так, сейчас начинают работать территориальные органы самоуправления (ТОСы). И у нас в школе имеется самоуправление. Мы избираем президента и совет министров. На эти органы возложено решение вопросов внутришкольной жизни. Естественно, что выборы происходят на общем собрании учащихся.

Сергей ЗАИКА,

ученик 9 класса

МОУ СОШ №5.

Октябрьский (с) район.

Архивные сведения взяты из архивного сектора администрации Октябрьского района

Исторические корни местного самоуправления на Дону

Главная идея реформы местного самоуправления, которая проводится в нашей стране, это идея приближения власти к народу, создание благоприятных условий жизни человека.

Дон – это уникальная земля, где на протяжении многих веков смешивались разные культуры, создавались разнообразные формы управления и демократия имеет древние традиции. Явлением всемирной истории является казачье самоуправление.

Формирование казачьей демократии происходило на земле, где ещё в далёкой древности существовали самобытные формы правления.

Город Танаис (III в. до н. э. – II в. н. э.), расположенный в низовьях Танаиса (Дона), входил в состав Боспорского царства. Подлинные предметы, в том числе тексты на каменных стелах, найденные здесь при археологических раскопках, дают представление о структуре управления городом, которая отличалась самостоятельностью и наличием демократических традиций.

Представителем боспорского царя в Танаисе являлся наместник – пресбевт. В его функции входил надзор за исполнением указов царя, договорных отношений между Танаисом и царской администрацией.

Эллины и танаиты, составлявшие две группы населения города, избирали двух глав города: архонт возглавлял общину танаитов - выходцев из местных племен сарматов и меотов, собственно греки (эллины) выбирали себе в начальники эллинарха. Наиболее важные вопросы решались на собрании граждан города, где выбирались члены городского магистрата. Любой свободный гражданин города имел право избирать и быть избранным в состав магистрата.

Весьма интересны обязанности должностных лиц входивших в совет магистрата и избирательные технологии, применяемые для формирования общественного мнения, так как все эти должности магистратуры были выборными. Итак,

- обучением и воспитанием юношества и организацией спортивных состязаний занимался гимнасиарх. Он же представлял в магистрате интересы «собраний юношей»;

- городскими финансами управлял просодик. Доходы формировались из поступлений от налоговых и таможенных  сборов;

- организацией различных общественных работ ведали эпимелеты. В сельской округе Танаиса они занимались податными сборами;

- агораномы осуществляли надзор за продажей товаров и порядком на рынках;

- астиномы следили за правильностью мер емкости амфор – универсальной тары античного времени;

- лохарги возглавляли воинские подразделения, охранявшие подступы к городу и окрестные дороги;

- начальником порта был эмпорион, а командовал флотом наварх;

- из судебной власти известны номофилаки – «стражи закона», следившие за исполнением законов и привлекавшие к ответственности нарушителей. Они же скрепляли печатями декреты, удостоверяя их подлинность.

Когда заканчивался срок полномочий магистратов, пресбевт объявлял день выборов.

Начиналась и агитационная работа. Она носила не только устный характер. Для кандидата в магистраты не было более весомого аргумента, чем заполнить поверхность мраморной стелы десятком строк – напоминанием о своих благодеяниях «городу и купцам» и установить стелы вдоль широкой дороги от южных городских ворот к храму.

Повседневная жизнь Танаиса была теснейшим образом связана с выборами. Голосование проводилось очень часто и по самым различным поводам. Способ народного волеизъявления в виде открытого голосования обычно применялся при избрании двух категорий должностных лиц. К первой относились лица, причастные к расходованию денежных средств, – казначеи воинских сумм, ко второй – военачальники, а также те, кто занимался обучением юношей военному делу. Голосование проводилось поднятием рук и, после их подсчета, итоги оглашались председательствующим.

Другой избирательной процедурой была тайная баллотировка с помощью жребия. Поскольку все граждане считались в равной степени достойными занять любую ответственную должность, то единственным справедливым способом определения конкретного лица, облеченного доверием коллектива, являлся беспристрастный жребий.

Жеребьевку всех должностных лиц вел архонт. В его распоряжении имелось два сосуда: в одном находились таблички с именами кандидатов на должности предварительно предложенных именитыми гражданами, а в другом – требуемое количество белых и черных бобов. Одновременно вынимались боб и табличка с именем кандидата. Белый боб был избирательным, черный – неизбирательным. Со временем эта технология изжила себя и выборы стали проводиться из нескольких кандидатур.

В годы существования Танаиса была еще одна форма тайного голосования, названная «остракизмом», или «судом черепков» (от греческого слова «остракон» - глиняный черепок). Община имела право официально изгонять из пределов города любого общественного деятеля, чья популярность могла привести к узурпации власти и угрожала основам демократии. Один раз в году народное собрание рассматривало вопрос о необходимости применения остракизма. При положительном ответе на этот вопрос созывалось специальное собрание. Каждый участник такого собрания, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой. Сначала подсчитывали, сколько набралось черепков: если их было меньше необходимого количества, остракизм признавался несостоявшимся. В другом случае все имена раскладывались порознь, и тот чье имя повторялось наибольшее число раз, объявлялся изгнанным на десять лет без конфискации имущества.

Трудно не согласится с тем, что политическая жизнь древнего Танаиса вошла в историю человечества как один из первых удачных и наглядных примеров демократического правления. Именно на земле древних танаитов берут свое начало основные понятия демократии: верховенство закона, выборность властных органов и должностных лиц, активное участие граждан в решении государственных вопросов.

В период становления централизованного Российского государства на Дон приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царской власти. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших свою свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался  особый тип устройства общества, при котором демократия строилась «снизу».

Общественно-политическое устройство донских казаков оформилось в XVI в. Казачья демократия использовала принципы организации славяно-русской общины и традиции вечевого народоправства, совмещая их с тюркско-азиатской системой управления, основанной на жесткой дисциплине и решающей роли военачальника. Так создавалось уникальное явление – казачье демократическое самоуправление, высшим органом власти которого был Войсковой Круг. В этом собрании принимали участие казаки, достигшие 18 лет. Неучастие в круге для казака было большим позором.

Круг решал важнейшие вопросы: прием в казаки, объявление войны и заключение мира, прием царских послов, отправление казачьих посольств в Москву, дележ добычи и жалованья, заключение договоров с соседями (ногайцами и калмыками). Войсковой Круг играл роль высшего судебного органа, руководствуясь нормами войскового права: рассматривал действия отдельных городков и личные челобитные, рассматривал дела по преступлениям против войска, против веры.

Значимость Войскового Круга как высшего органа власти на Дону особенно проявилось в том, что на кругах проводились выборы членов исполнительной власти, высшего должностного лица казачьего сообщества – войскового атамана. Избранному на кругу большинством голосов атаману вручали знаки атаманской власти – булаву и насеку.

Войсковой атаман являлся военным вождем казаков, созывал войсковые круги, представлял Войско Донское в отношениях с Москвой и соседями. На его имя приходили царские грамоты и от его имени посылались войсковые отписки и грамоты по казачьим городкам. Войсковой атаман был своего рода символом донского суверенитета. На Войсковом Круге избирали также помощников войскового атамана – войскового есаула и войскового дьяка.

Таким образом, Войсковой Круг являлся высшей законодательной, административной и судебной инстанцией.

По войсковому образцу было организовано самоуправление в казачьих городках и впоследствии в станицах. Местные круги решали вопросы семейно – брачных отношений, землепользования, имущественных прав и прав личности казаков, проживающих в станице, а также выбирали станичного атамана с есаулами.

К середине XVII в., в процессе укрепления государственной власти на юго-востоке страны, Россия все меньше мирилась с независимым патриархально-демократическим бытом и самоуправлением казаков. С другой стороны, в связи с усилением притока на Дон беглых крестьян, осуществляются попытки вернуть их с Дона.

После крестьянской войны под предводительством Степана Разина донские казаки 28 августа 1671 года на круге приносят присягу государю «на верные службы». С 1718 года Петр I стал утверждать избранных на Кругу донских атаманов, а в 1723 году ввел практику назначение их своим указом.

Традиции казачьей демократии на долгие годы сохранили казаки-некрасовцы – участники движения Кондратия Булавина, входившие в состав отряда атамана Игната Некрасова. После окончания войны казаки-некрасовцы ушли сначала на Кубань, а затем в Турцию, где до середины XX века сохранили войсковую организацию с элементами казачьей республики. Высшим законодательным органом власти у них оставался Войсковой Круг, который ведал вопросами внутренней организации, выборами и смещением атамана и есаула, наказанием провинившихся казаков.

Реформирование управления Войском Донским в XVIII-XIX вв. постепенно приближало его по структуре к губернии Российской империи. На Дону появилось свое дворянство. Начиная с 1827 г. должность войскового атамана всех казачьих войск стала передаваться наследнику престола, а войсковой атаман на Дону стал называться «наказным» - назначаемым по указу. В новой столице Дона – городе Новочеркасске – был сосредоточен управленческий аппарат войска. Территория, где жили донские казаки, официально получила название Области войска Донского.

В XIX в. Войсковой Круг становится парадным действом, которое осуществляется в дни праздников и встречи высоких гостей. На местном уровне станичное казачье самоуправление сохранилось в полном объеме.

На станичном круге право голоса имели представители от населенных пунктов, по одному от 10-30 дворов. Каждые три года сбор тайным голосованием (шарами) избирал станичного атамана и станичное правление – 2-х помощников атамана, 3-х судей и казначея.

Местное самоуправление в Области войска Донского имело отличие от управления в других губерниях России, имея значительно больше полномочий, поэтому здесь надолго затянулось введение земства. В1879 году почти треть донских станиц уклонилось от участия в очередных земских выборах. В результате в 1882 году было принято решение  о приостановлении действия Положения о земских учреждениях в Области войска Донского, земство просуществовало здесь всего 6 лет.

Идеи демократического переустройства России и создания конституционного государства получили распространение в конце XVIII-нач. XIX вв., в том числе и на Дону. Здесь их проповедниками в этот период были донские казаки Евграф и Петр Грузиновы, жестоко наказанные за разработанный ими план создания демократического государства во главе с Сенатом. Другом и сподвижником декабристов был донской казак, известный историк и литератор Василий Дмитриевич Сухоруков.

Начало российскому парламенту было дано опубликованными 6 августа 1905 года «Манифестом об учреждении Государственной Думы» и «Положением о выборах в Государственную Думу».

На Дону было образовано 9 округов для проведения двухступенчатых выборов в Государственную Думу. В I, II и III Государственных Думах Дон представляли 12 депутатов, а в IV – 13. Среди депутатов были землевладельцы, станичные атаманы, судьи, учителя, агрономы, большинство из которых были казаками. Среди них – известный донской писатель и публицист Ф. Д. Крюков.

Во II Думе донские депутаты образовали казачью группу, к которой примкнули депутаты других казачьих войск. Возглавил группу товарищ (заместитель) секретаря Думы кадет В.А. Харламов, казак станицы Усть-Быстрянской, преподаватель Новочеркасской женской гимназии, единственный на Дону, избиравшийся депутатом всех четырех Государственных Дум России. Он участвовал в разработке и обсуждении законопроектов по важнейшим вопросам экономики, политики и права, особенно активно и плодотворно – по законопроектам, относящимся к казачьим войскам.

Учреждение Государственной Думы было значительным шагом в развитии демократии в России, однако ее полномочия были существенно ограничены. Она не могла изменять основные государственные законы, право пересмотра которых принадлежало только Императору. Выборы были не прямыми, а многоступенчатыми, исключавшими принципы всеобщности и равенства.

Февральскую революцию 1917 года поддержали действовавшие на Дону органы власти. В состав временного правительства вошел представитель Области войска Донского И.Н. Ефремов.

Донские казаки принимали активное участие в самых демократичных в мире выборах Учредительного собрания, практически единогласно проголосовав за калединский список.

Важнейшим событием этого периода на Дону стало получение вновь, спустя 300 лет, права созыва казачьего круга и избрания Войскового атамана.

После проведения в Петрограде I народного съезда представителей одиннадцати казачьих войск на Дону развернулась подготовка областного казачьего съезда. В станицах и воинских частях прошли выборы делегатов на общеказачий съезд области. Он состоялся 16-27 апреля. Съезд принял решение о возрождении войскового круга

Первый  Большой войсковой Круг работал с 26 мая по 18 июня 1917 года в г. Новочеркасске. На нем присутствовали 668 делегатов (444 –от станиц и 224 – от воинских частей). Большинство составляли землевладельцы – 381, интеллигенты и близкие к ним – 187, военные – 70. Среди остальных  были 13 торговцев и ремесленников. Женщины в выборах не участвовали.

Важнейшим в работе Круга было избрание Войскового атамана. Им стал Алексей Максимович Каледин, боевой генерал, герой I  мировой войны.

В принятом Положении об общественном управлении казачьей станицей Круг упразднил, в тои числе и в округах, демократические по составу правительственные комитеты и другие послефевральские общественные организации (советы, союзы, комитеты и т. п.), отозвав из них казаков; станичные и окружные атаманы обязывались «проявлять всю твердость власти». Казаки отзывались из аппарата Временного правительства и Советов.

В ходе начавшейся гражданской войны, после самоубийства в январе 1918 года атамана А,М. Каледина, был избран новый атаман А.М. Назаров, который был затем расстрелян красноармейцами.

В мае 1918 года в  Новочеркасске спешно открылся Круг Спасения Дона, который избрал новое Войсковое правительство и войскового атамана. Им стал П.Н. Краснов. По новым законам область переименовалась во Всевеликое  войско Донское, с управлением на основе свода законов Российской империи и со своей символикой: флаг, герб, гимн.

Изменялся принцип выборов Большого Войскового Круга: права получали женщины, но лишались казаки, находящиеся на военной службе. Новый атаман произвел мобилизацию казаков пяти возрастов в Донскую армию, заключил договоры с  Германией и Украиной, которые признали Всевеликое войско Донское самостоятельным государством.

После отставки атамана П.М. Краснова Круг избрал атаманом А.П. Богаевского, который и стал последним донским атаманом.

Перелом в ходе Гражданской войны привел к победе советской власти на Дону и в целом по всей стране. Казачья демократия, традиции казачьего круга на долгие годы XX в. стали историей.

После октября 1917 года на Дону происходило формирование структур новой советской власти. 10(23) января 1918 года состоялся съезд фронтового казачества в станице Каменской, где был образован казачий Военно-революционный комитет во главе с донским казаком Ф.Г. Подтелковым. Тогда же на Дону появились первые Советы.

Для жителей нашего района интересным будет тот факт, что в апреле 1918 года на первом съезде Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов Донской области председателем ЦИК учрежденной на съезде Донской Советской Республики был избран наш земляк казак станицы Кривянской Виктор Ковалев, а Федор Подтелков стал председателем Совнаркома.

Уже в январе 1919 года большевики стали проводить на Донской земле принятую январской директивой ЦК кровавую политику по расказачиванию, подвергая расстрелу и ссылкам казачьи семьи, сжигая хутора и станицы.

После окончательного установления на Дону власти Советов в 1920 году донскому казачеству предстояло пройти нелегкий путь в поисках согласия с новой властью. На Дону было упразднено деление на сословия, казаки в глазах советской власти стали обычными крестьянами-хлеборобами, из статистических документов исчезла графа «казачество». Была ликвидирована Область войска Донского, центр которой впервые был перенесен из Новочеркасска в Ростов-на-Дону. Проводилась политика незаконного лишения казаков избирательных прав, навязывание неугодных избирателям кандидатур. Это вызывало недовольство среди казачества. Вследствие этого в выборах в 1924 года участвовало лишь 30% сельского населения. В Северо-Кавказском крае в Советы было избрано только 59% от необходимого количества депутатов.

Перевыборы Советов в марте 1925 года на Дону проходили при более высокой активности казачьего населения. Именно в этот период, по утверждению многих исследователей, в казачестве проснулось стремление к политической жизни и избранию с состав органов власти своих представителей.

26 августа 1925 года Северо-Кавказский крайисполком принял постановление «О работе Советов в бывших казачьих областях Северо-Кавказского края», в котором рекомендовалось населенные пункты именовать хуторами или станицами, а Советы – стансоветами (вместо сельсоветов), на вывесках и штампах станичных Советов добавить «и казачьих депутатов». В результате такой политики примирения с казачеством удалось добиться политической устойчивости в Северо-Кавказском крае.

1929 год был объявлен годом «великого перелома». Согласие между властью и казачеством, которое с трудом обозначилось в период 1921-1926 годов, оказалось порушенным самой властью, которая вновь вернулась к насильственному расказачиванию. Дальнейшая история казачества в советское время была неразрывно связана с историей многострадального российского крестьянства. В1930-е годы – это период «насильственных хлебозаготовок», как писал М.А.Шолохов, наступления не только на кулака, но и на середняка, вызвавшего страшный голод 1933 года, репрессии против семей казаков.

В конце 1930-х годов в стране окончательно оформилась командно-административная система, и донское казачество лишь внешне смирилось с существованием тоталитарного режима. Власти разрешали казакам соблюдать только внешние признаки казачьей культуры: создавать казачьи музыкальные ансамбли, изучать казачий фольклор. В годы Великой Отечественной войны возродились военно-патриотические традиции донских казаков; среди казачьих формирований этого времени особо отличился Пятый Донской Гвардейский казачий кавалерийский корпус под командованием А.Г.Селиванова и С.И.Горшкова.

Вкратце остановимся на современном этапе развития и становления демократических традиций донского казачества.

Лишь в конце 1980-х годов, в годы перестройки, в стране началось движение за возрождение казачества. В 1989-1991 годах произошло становление первых организаций казаков в Ростовской области; 17-18 ноября 1990 года состоялся I Большой Круг, на котором официально был учрежден Союз казаков Области войска Донского. В начале 1990-х годов завершилась организация войска Донского, в ее основу была положена военно-административная модель управления, имевшая место в XIX в.. Была восстановлена роль Большого казачьего круга (Совета атаманов), стали действовать канцелярии при войсковом атамане, атаманское правление, отраслевые отделы.

Начиная с 1992 года казачье движение на Дону вступило в новый этап своего развития, заметно политизировалось, стало использовать выборы в местные органы власти для участия в управлении.

В 1994 году восемь кандидатов из казачьей «команды», во главе с Верховным атаманом Союза казачьих войск России и зарубежья В.Н. Ратиевым, стали депутатами городской Думы г. Новочеркасска. Депутатом областного Законодательного собрания был избран атаман Г.П. Недвигин.

В ряде регионов России организация государственной службы для казачества была ограничена только созданием казачьих дружин по охране общественного порядка. В отличие то других регионов, благодаря поддержке Администрации Ростовской области, государственная служба донских казаков стала реальностью. В Устав Ростовской области была внесена глава 9 «Казачество». Устав области признал казачество не только субъектом общественно-политической жизни общества, но и предоставил возможность казачьим обществам реально включаться в управление на областном и муниципальном уровнях.

Для оказания поддержки казачьим обществам в структуре Администрации Ростовской области был организован отдел по делам казачества, преобразованный затем в Комитет по делам казачества. Аналогичные структуры или должности замов по казачеству вводились в администрациях городов и районов.

27 октября 1996 года, на Большом Объединенном Круге в г.Новочеркасске, казаки Дона учредили Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское» как объединение субъектов казачьего самоуправления. Атаманом общества был избран В.Ф.Хижняков. 12 июля 1997 года он был назначен  заместителем Главы Администрации Ростовской области. Позже на этой должности его сменил В.П.Водолацкий. Губернатору Ростовской области В.Ф.Чубу было присвоено звание Почетного атамана «Всевеликого Войска Донского».

По инициативе Атамана ВКО «Всевеликое Войско Донское» В.П.Водолацкого в 2003 году в городе Новочеркасске прошел Первый Всемирный конгресс казаков, способствовавший объединению казаков России и зарубежья.

В настоящее время в Законодательном собрании Ростовской области действует Комитет по информационной и молодежной политике, связям с политическими партиями, общественными объединениями, казачеством и межпарламентскому сотрудничеству, который занимается вопросами казачьего движения.

После демократических реформ конца 80-х – начала 90-х годов XX в. все органы государственной власти и местного самоуправления на Дону стали формироваться на основе свободных альтернативных выборов.

С 1994 года на Дону впервые выборы глав администраций районов, мэров городов, депутатов представительных органов местного самоуправления стали осуществляться демократическим путем, всенародным прямым голосованием. Руководители и атаманы казачьих обществ сегодня избраны главами администраций некоторых городов и районов области.

Завершая разговор об исторических корнях местного самоуправления на Дону следует отметить, что современное донское казачество, являясь преемником демократических традиций своих предков, играет заметную роль в общественно-политической жизни региона и страны в целом.

Дорогой друг!

Ты живешь в демократическом обществе и правовом государстве, гарантирующем каждому человеку права и свободы.
Конституцией Российской Федерации определено, — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Ваше участие в выборах — показатель Вашей гражданской зрелости и самостоятельности, важный вклад в формирование будущего нашей Родины.

А знаете ли вы, что…

…В Европе ещё во второй половине 20 века практиковались вещи, которые сегодня считаются абсолютно нецивилизованными. Например, швейцарские женщины получили избирательное право только в 1971 году (в местных выборах кантона Аппенцелль — Иннерроден и вовсе в 1991).

…В штате Нью-Мексико есть закон, что если два кандидата на какой-то пост набрали одинаковое число голосов, результат определяется какой-нибудь игрой. Реальный случай применения этого закона был зафиксирован в 1998 году в городке Эстансия. Джеймс Фаррингтон и Джоан Карлсон набрали по 68 голосов. Джеймс захотел выявить победителя в покер, а Джоан предложила бросить кости. Сначала подкинули монетку, которая определила играть в покер, а затем Джеймс победил и стал мэром города.

…Малайзия является конституционной монархией, однако титул монарха там является не пожизненным, а выборным. Дело в том, что Малайзия делится на штаты, 9 из которых являются также монархиями (ими правят 7 султанов, один раджа и ещё один правитель с титулом Янг Дипертуан Бесар). Каждые пять лет эти монархи выбирают из своего числа главного монарха, как правило, по старшинству или по длительности правления. Хотя в конечном счёте все они выполняют только представительские функции.

Избирательный ликбез:

ВОПРОС:Кого избирают в России на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления?
   ОТВЕТ:Граждане Российской Федерации на выборах разных уровней избирают Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов областных представительных органов государственной власти, глав органов местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления.

ВОПРОС:На какой срок избираются органы государственной власти и местного самоуправления?
   ОТВЕТ:Срок полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также срок полномочий однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет.

ВОПРОС:Как учитываются избиратели в Российской Федерации?
   ОТВЕТ:Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом (т.е. правом избирать), подлежат регистрации (учету).
   Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования (например, главой администрации района), командиром воинской части, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года.

ВОПРОС:Что является основанием для регистрации в качестве избирателя именно на данной территории?
   ОТВЕТ:Основанием для регистрации (учета) избирателя является факт его постоянного или преимущественного проживания на данной территории.

ВОПРОС:Как защищаются права избирателя при его регистрации?
   ОТВЕТ:Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к персональным данным о себе, на уточнение информации о себе в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

ВОПРОС:С какой целью и кем составляются списки избирателей?
   ОТВЕТ:Списки избирателей составляются в целях реализации прав избирателей и проведения голосования. Они дают возможность избирателям ознакомиться с данными о себе и позволяют осуществить саму процедуру голосования.
   Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями.

ВОПРОС:Кто включается в списки избирателей?
   ОТВЕТ:В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом.

ВОПРОС:Может ли быть включено в список избирателей лицо, временно проживающее на территории избирательного участка?
   ОТВЕТ:Да, может, но только в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

ВОПРОС:Допустимо ли оказаться включенным в списки избирателей на нескольких избирательных участках?
   ОТВЕТ:Нет, гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.

ВОПРОС: Какие сведения указываются в списке избирателей?
   ОТВЕТ:В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя.

ВОПРОС:Что в законодательстве о выборах понимается под адресом места жительства гражданина?
   ОТВЕТ:Адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

ВОПРОС:Где избиратель может ознакомиться со списком избирателей?
   ОТВЕТ:Со списком избирателей можно ознакомиться на избирательном участке. Участковая избирательная комиссия представляет список избирателей для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

ВОПРОС:Какими правами пользуется избиратель, ознакомившийся со списком избирателей?
   ОТВЕТ:Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.
   В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения гражданина, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.

ВОПРОС:Обязан ли наблюдатель получить чье-либо разрешение для ознакомления со списком избирателей при осуществлении наблюдения в день голосования в помещении для голосования?
   ОТВЕТ:Наблюдатель обязан получить разрешение председателя участковой избирательной комиссии.

Программа учебно-практического курса

«Избирательное право и выборный процесс в Российской Федерации»

(для обучения членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса по очно-дистанционной форме обучения)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель обучения:

- подготовка членов участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса, ознакомление их с новеллами правового регулирования выборов и референдумов, а также с организацией работы в избирательных комиссиях в день голосования 

Категория слушателей:

 - резерв организаторов выборов, не имеющих опыта работы в участковых избирательных комиссиях.

Форма обучения: очная-дистанционная
Общий объем часов обучения: 28 часов

Основные темы программы учебно-практического курса

«Избирательное право и выборный процесс в Российской Федерации»

Тема № 1.   Избирательное право 

- Понятие и принципы избирательного права.

- Законодательство Российской Федерации о выборах.

Тема № 2.   Избирательный процесс.

-Понятие и стадии избирательного процесса.

-Регистрация (учет) избирателей. Составление списков избирателей.

-Избирательные округа. Понятие, виды, образование округов.

         -Образование избирательных участков.

Тема № 3. Избирательные комиссии Российской Федерации: статус, функции, полномочия.

- Система и статус избирательных комиссий в Российской Федерации.

- Порядок формирования, статус и полномочия  избирательных комиссий в Российской Федерации.

- Организация деятельности избирательных комиссий.

- Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Тема №4.  Правовой статус и полномочия участковой избирательной комиссии.

-Положение участковой избирательной комиссии в системе избирательных комиссий Российской Федерации.

- Полномочия участковой избирательной комиссии.

- Порядок проведения заседания участковой избирательной комиссии.

- Решения участковой избирательной комиссии.

- Обязательность исполнения решений участковой избирательной  

  комиссии.

- Отмена решений участковой избирательной комиссии.

- Взаимоотношения участковой избирательной комиссии с вышестоящими  избирательными комиссиями.

-Взаимодействие участковой избирательной комиссии с органами государственной власти и местного самоуправления, с кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений и кандидатов, наблюдателями, другими участниками избирательного процесса.

Тема №5. Документационное обеспечение деятельности комиссии.

-Организация деятельности комиссии.

-Порядок проведения заседания. Решение комиссии.

         - Организация работы с заявлениями и обращениями граждан.

Тема № 6.   Гласность в деятельности избирательных комиссий.

- Порядок назначения и статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

- Порядок назначения и статус наблюдателей.

-Статус и порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей.

- Порядок выдачи заверенных копий протоколов об итогах голосования и иных избирательных документов.

- Опубликование (обнародование) решений избирательных комиссий.

Тема №7. Подготовка к голосованию. Избирательная документация. Помещение для голосования.

-Избирательная документация: порядок передачи, получения и хранения списков избирателей, избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений. других избирательных документов.

-Работа со списком избирателей.

-Работа с избирательными бюллетенями.

-Выдача открепительных удостоверений.

        -Требования к помещению для голосования.

Тема № 8. Организация и осуществление голосования.

-Организация и проведение голосования по открепительным удостоверениям.

-Открытие избирательного участка, подготовка к голосованию.

-Организация и проведение голосования в помещении для голосования.

-Голосование вне помещения для голосования.

       -Осуществление контроля за ходом голосования.

Тема №9. Подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

-Подготовка к подсчету голосов избирателей.

-Порядок подсчета голосов.

-Порядок заполнения протокола об итогах голосования. Повторный протокол. Повторный подсчет голосов.

-Требования к оформлению протокола об итогах голосования.

-Порядок подписания протокола об итогах голосования.

-Порядок рассмотрения жалоб и заявлений в день голосования.

-Правила заверения и выдачи копий протокола.

         -Порядок представления протокола в вышестоящую избирательную комиссию.

Тема №10. Избирательные споры.

- Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений.

- Понятие и виды избирательных споров.

Тема № 11.  Ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах.

- Понятие и виды ответственности в избирательном праве.

- Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав.

- Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Учебно-тематический план занятий по курсу «Избирательное право и выборный процесс в Российской Федерации»

пп

Наименование тем

Количество учебных часов, дата

Форма контроля и закрепления материала, дата

Всего  часов

Само-подготовка

Другие виды занятий

Круглый стол

Практическое занятие

1

2

3

4

5

6

7

1

Избирательное право 

- Понятие и принципы избирательного права.

- Законодательство Российской Федерации о выборах.

1,5

1

0,5ч

 

 

 

2

Избирательный процесс.

-Понятие и стадии избирательного процесса.

-Регистрация (учет) избирателей. Составление списков избирателей.

-Избирательные округа. Понятие, виды, образование округов.

            -Образование избирательных участков.

1,5

1

0,5ч

 

 

 

3

Избирательные комиссии Российской Федерации: статус, функции, полномочия.

- Система и статус избирательных комиссий в РФ.

- Порядок формирования, статус и полномочия   

    избирательных комиссий в РФ.

- Организация деятельности избирательных комиссий.

- Статус членов избирательных комиссий с правом 

   решающего голоса.

2

1.5

0,5ч

 

 

 

4

Правовой статус и полномочия участковой избирательной комиссии.

-Положение участковой избирательной комиссии в системе 

  избирательных комиссий РФ.

- Полномочия участковой избирательной комиссии.

- Порядок проведения заседания участковой избирательной 

   комиссии.

- Решения участковой избирательной комиссии.

- Обязательность исполнения решений участковой

  избирательной комиссии.

- Отмена решений участковой избирательной комиссии.

- Взаимоотношения участковой избирательной комиссии с

    вышестоящими  избирательными комиссиями.

-Взаимодействие участковой избирательной комиссии с органами государственной власти и местного самоуправления, с кандидатами, их доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений и кандидатов, наблюдателями, другими участниками избирательного процесса.

2.5

1.5

0,5

 

0.5

Тестирование по темам:

Избирательное право; 

Избирательный процесс;

Избирательные комиссии Российской Федерации: статус, функции, полномочия;

Правовой статус и полномочия участковой избирательной комиссии.

 

 

5

Документационное обеспечение деятельности комиссии.

-Организация деятельности комиссии.

-Порядок проведения заседания. Решение комиссии.

              - Организация работы с заявлениями и обращениями граждан.

2

1,5

0,5

 

 

6

Гласность в деятельности избирательных комиссий.

- Порядок назначения и статус членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

- Порядок назначения и статус наблюдателей.

-Статус и порядок деятельности иностранных (международных) наблюдателей.

- Порядок выдачи заверенных копий протоколов об итогах голосования и иных избирательных документов.

- Опубликование (обнародование) решений избирательных комиссий.

2.5

1.5

0,5

 

0.5

Тестирование по темам:

Документационное обеспечение деятельности комиссии;

7

Подготовка к голосованию. Избирательная документация. Помещение для голосования.

-Избирательная документация: порядок передачи, получения и хранения списков избирателей, избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений. других избирательных документов.

-Работа со списком избирателей.

-Работа с избирательными бюллетенями.

-Выдача открепительных удостоверений.

-Требования к помещению для голосования.

4.5

2.5

0.5

1

0.5

Тестирование по темам:

Подготовка к голосованию. Избирательная документация. Помещение для голосования;

8

Организация и осуществление голосования.

-Организация и проведение голосования по открепительным удостоверениям.

-Открытие избирательного участка, подготовка к голосованию.

-Организация и проведение голосования в помещении для голосования.

-Голосование вне помещения для голосования.

-Осуществление контроля за ходом голосования.

 

4

2

0.5

1

 

0.5

Тестирование по темам:

Организация и осуществление голосования.

 

9

Подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

-Подготовка к подсчету голосов избирателей.

-Порядок подсчета голосов.

-Порядок заполнения протокола об итогах голосования. Повторный протокол. Повторный подсчет голосов.

-Требования к оформлению протокола об итогах голосования.

-Порядок подписания протокола об итогах голосования.

-Порядок рассмотрения жалоб и заявлений в день голосования.

-Правила заверения и выдачи копий протокола.

-Порядок представления протокола в вышестоящую избирательную комиссию.

 

4.5

2.5

0.5

1

 

0.5

Тестирование по темам:

Подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

 

10

Избирательные споры.

-Сроки подачи и рассмотрения жалоб и заявлений.

-Понятие и виды избирательных споров.

1

0.5

0.5

 

 

11

Ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах.

-Понятие и виды ответственности в избирательном праве.

-Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав.

-Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах.

1

0.5

0.5

 

 

12

Итоговое занятие

1

 

 

 

1

ИТОГО:

28

16

5.5

3

3.5